Чкаловська селищна об’єднана територіальна громада
Харківська область, Чугуївський район
Логотип Diia
gov.ua місцеве самоврядування України
  Пошук

«Управление образованием на местном уровне». Учебный визит в Польшу.

Дата: 27.03.2018 12:35
Кількість переглядів: 1515

Фото без опису

«Управление образованием на местном уровне». Учебный визит в Польшу.

 

С 3 марта по 10 марта 2018г. директор Департамента образования и науки Харьковской областной администрации Карпова Л.Г., начальники отделов образования объединенных территориальных громад, директора общеобразовательных школ, заместители председателей территориальных громад посетили с рабочим визитом Лодзевское воеводство в Польше. Целью этого визита был обмен опытом в области образования и поддержка децентрализации в Украине

Учебный визит в Польшу осуществлялся благодаря программам #ULEAD с Европой/ULEAD with Europe, #Solidarity Fund PL Kyiv и шведско-украинскому проекту «Поддержка децентрализации в Украине SALAR/SKL International»

Программа поездки была очень насыщенной, работали даже в воскресенье и праздники.

За этот период делегация посетила кураторий образования в Лодзе. Нас ознакомили с системой образования и оценивания школ в Польше,  системой методической поддержки учителей, осуществлением педагогического надзора. Кураторий тесно сотрудничает с громадами, организовывает конкурсы, турниры, контролирует программное обеспечение школ, Устав, следит за тем, как соблюдаются права учащихся, проводит собеседования, отслеживает, какая квалификация у того или иного учителя, занимается поддержкой учителей, проводит мониторинги. Также кураторий  участвует в принятии решений в конкурсном назначении на должность директоров школ, осуществляет эвальвацию 1 раз в 5 лет, т.е.оценивает качество роботы в школах по разработанным схемам, контролирует воспитательную роботу, проводит собеседования с родителями, дает анализ экзаменов. Но работа куратория в Польше охватывает только образование, наукой занимается отдельное ведомство. Обучение в школах Польши начинается с 7лет, но с 6-летнего возраста дети обязательно должны посещать учреждения, где их в нулевом классе готовят к школе. В детский сад принимаются малыши от 3 до 6 лет, в ясли ходить не обязательно. Громада получает субвенции на содержание школ и детских садов.

С 2017 года в Польше проходит реформа в образовании: начальная школа (1-8 класс), обязательное обучение до 18 лет. После окончания начальной школы ученики поступают в лицеи или техникумы Реформа должна закончиться в 2023/2024 годах.

После этого мы посетили центр повышения квалификации учителей, который насчитывает 24 консультанта. 20 лет учреждение было центром с научной составляющей, а на данный момент занимается только повышением квалификации учителей и управляет только 30% заведений, т.к. таких центров довольно много в городе. В нем готовят специалистов английского языка, внедряют инклюзию, обучают и дистанционно. После окончания курсов учителя получают сертификат. Очень интересен тот  факт, что директора школ получают субвенцию на прохождение учителями курсов повышения квалификации. Если у педагога  возникла необходимость посетить те или иные курсы (5-10 дней), то директор выделяет ему деньги на обучение из данной субвенции. В высших учебных заведениях проходит переквалификация учителей.  Вызвал интерес факт того, что курсы не влияют на учебный процесс, они проводятся во внеурочное время. Учитель имеет право выбрать интересующие его курсы, оплатить их и пройти. Также педагогические работники участвуют в конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года».

В психолого-педагогическом центре г. Лодзя нас поразило то, что в нем занимаются с детьми с рождения, обслуживая 1500 детей в год. Этот центр – один из девяти в Лодзе, подчиняется кураторию, отделу образования и финансируется из местного бюджета. С детьми работают профессиональные педагоги, логопеды, сурдопереводчики, социотерапевты. На каждого ребенка получают субвенцию.

Не менее интересным оказался визит группы в центр сельской громады (гмины).И первая гмина – это село Сендзейовице. Доход она имеет от сельского хозяйства, незначительный, т.к. ее территории нет больших предприятий, есть маленькие фермерские и частные хозяйства. Численность населения гмины 6500 населения. 30 сел преобразовано в  25 населенных пунктов. Есть 1 УВК (511 учащихся), 1 школа, существует народная библиотека, центр самопомощи для пожилых людей и инвалидов, которые ежедневно имеют возможность духовно и творчески общаться друг с другом.

Большое впечатление произвела библиотека, которая собирает в своих стенах людей разных возрастов и интересов. Различные  конкурсы, совместные со школой публикации, разработка туристических маршрутов, (квесты), реализия президентской программы «Чтение», - все это входит в ее работу. В летний период библиотека тесно сотрудничает с оздоровительными лагерями. В течение года ее работники организовывают поездки по стране, посещение театров, заповедников и т.д. за средства гмины.

 Проблема подвоза детей (более 300 человек) в школьные и дошкольные учреждения решается продуманно: составляется договор с перевозчиком, с учетом его полной ответственности за жизнь и здоровье детей и качество транспортировки.

Позже нас повезли с. Пйонтек, в котором установлен памятный знак, символизирующий центр Польши. Мы посетили начальную школу и детский сад (возраст детей от 2,5 до 6 лет), подвоз воспитанников обеспечивается в обязательном порядке. В школах Польши, как таковое, отсутствует горячее питание детей, есть только молочные продукты и фрукты, при желании родителей их дети могут его получать за наличный расчет. Льготный контингент (согласно спискам) обеспечивается бесплатным питанием..

В школах Польши по желанию родителей изучается предмет «Религия». Когда надо проводить ремонты летом, то это делается за счёт гмины.

Во второй половине дня мы посетили малокомплектную школу этой же гмины в с. Ктери( всего 62 ученика, 14 учителей), увидели  котельную школы, отапливаемую мазутом, что обеспечивает экономию средств на содержание кочегаров (1 человек). Несмотря на отдаленность села от гмины,  учебно-воспитательный процесс  проходит на должном уровне: функционирует спортзал, библиотека, кружки.

В этот же день нам предоставилась возможность  посетить замок-музей в Ленчице, в котором в конце августа проходят соревнования – рыцарские турниры.

В день 8 Марта поездка в город Ласк тронула каждого из нас. Мы посмотрели специализированное учебное заведение для детей с особенными потребностями, т.е. с инклюзией. В школе обучаются и лечатся 138 детей с различными видами инвалидности (аутизм, задержка психического развития, болезни центральной нервной системы). Там же функционирует детский сад для детей с ограниченными физическими возможностями , в котором они пребывают 5 часов в день. При необходимости ребенок находится в интернате круглосуточно (на выходные его забирают домой). В учебном заведении проводится большая работа по реабилитации детей, имеется современное медицинское оборудование. В результате совместной учебной и медицинской работы сотрудников центра часть учащихся переводится в обычные общеобразовательные школы.

Таких детей готовят к жизни: учат шить, готовить пищу, печь хлебобулочные изделия. Для этого в школе оборудованы специализированные классы. Поэтому учащиеся, заканчивая учебное заведение, имеют квалификацию повара, продавца (кассира), мебельщика, механика СТО, монтёра-строителя, мясника (разделка туш), пекаря, кондитера, декоратора. Цель обучения в таком заведении – выпустить человека, уже приспособленного к жизни в обществе.

В городе Ласк посетили народную библиотеку, работники которой также проводят различные мероприятия с местным населением, создали свой музей. Поскольку в городе базируется 32 лётная авиационная база, то военные поддерживают школы, организовывают экскурсии для учеников, помогают в приобретении формы. Оборудование, материальная база, т.е. все, что есть в школах, получено благодаря участию в проектах, выделенных грантов.

Приятным сюрпризом для нас было приглашение в местный Дом культуры, который также финансируется гминой. На базе ДК функционирует множество кружков: сенсопластики, театр пантомимы для детей и взрослых, рисования, вокально-актёрский, игры на гитаре, барабане, скрипке, капуэйро. На сцене проходят всевозможные спектакли, режиссером которых является директор Дома культуры. В Международный Женский день для нас был показан спектакль «Женщины, которых не существует на самом деле».

В Польше наряду с государственными учебными заведениями есть и частные. В школе с. Теодоры обучаются 83 ученика, родители которых не захотели, чтобы их детей подвозили в соседнюю школу, и выступили против ее закрытия. Финансирование учебного процесса и заработную плату учителей они взяли на себя. Учебно-воспитательный процесс частной школы соответствует всем стандартам государственной. Участие в олимпиадах, конкурсах, посещение кружков по интересам является системой работы такого учреждения.

       Отопительная система школы также заинтересовала нас: тепло подается из автономной котельной, работающей на угле и экогорошке. Обслуживает такую котельную всего лишь один оператор, два раза в день осуществляющий  контроль отопительного процесса.

Чтобы показать разницу между частной сельской и городской школами, нам было предложено посетить частное учебное заведение города Лодзя «Твоя школа» имени Марии Монтессори. Здесь все обучение полностью оплачивают родители., по их просьбе дети углубленно изучают иностранные языки: английский, французский, русский, итальянский, немецкий. Школа работает по методике Марии Монтессори, в классах не более 18 человек. В ней есть мастерская по изготовлению различных предметов декоративно-прикладного искусства (лепка, рисование, конструирование). Посещенные уроки и занятия в группе продленного дня и детском саду показали нам перспективы Концепции нової української школи.

Подводя итоги нашей поездки, с уверенностью могу сказать, что Украина на правильном пути. Опыт польских коллег наталкивает меня на мысль о том, что мы значительно быстрее сможем улучшить образование в школах, детских садах благодаря тем реформам, которые проводят МОН Украины. Считаю, что привлечение спонсоров к осуществлению учебно-воспитательного процесса, участие в различных проектах и грантах обеспечит успех работы школы на всех ее этапах.



« повернутися

Код для вставки на сайт

Вхід для адміністратора

Онлайн-опитування:

Увага! З метою уникнення фальсифікацій Ви маєте підтвердити свій голос через E-Mail
Скасувати

Результати опитування

Дякуємо!

Ваш голос було зараховано

Форма подання електронного звернення


Авторизація в системі електронних звернень

Авторизація в системі електронних петицій

Ще не зареєстровані? Реєстрація

Реєстрація в системі електронних петицій


Буде надіслано електронний лист із підтвердженням

Потребує підтвердження через SMS


Вже зареєстровані? Увійти

Відновлення забутого пароля

Згадали авторизаційні дані? Авторизуйтесь